1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 PLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_RATINGPLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_VOTE

За Кабаном и Булаком люди начали селиться еще в XV—XVI веках. К XVIII веку здесь разрастается целая слобода, называемая Старо-Татарской. Центром ее стала улица, которая ныне носит имя Габдуллы Тукая.

Длинна эта улица, не скоро пройдешь ее из конца в конец. Раньше она делилась на две части: Екатерининская шла вдоль Кабана (название получила от стоявшей здесь приходской церкви великомученицы Екатерины), а ее продолжением после пересечения с Евангелистовской (ныне ул. Татарстан) была Тихвинская (в честь приходской церкви Тихвинской божьей матери).

Тихвинская вливалась в Большую Варлаамовскую. Здесь возвышалась та самая церковь св. Варлаама, про которую казанские студенты распевали озорную песню. Теперь тут шумит-бурлит колхозный рынок.

Даже беглое знакомство с дореволюционной топонимикой убеждает, что улицы чаще всего нарекали в честь культовых сооружений.

 

Естественно, были на них и мечети. Наиболее интересны две: Галеевская (д. 40/22) и Красная (д. 14) — ныне архитектурные памятники. Наша улица была застроена домами крупной и средней торговой буржуазии, фабрикантов и духовенства. Несмотря на то, что при строительстве использовался опыт европейской, русской и восточной архитектуры, здесь преобладали черты татарского зодчества как во внешнем оформлении, так и во внутренней, планировке.

Было тут немало медресе, а также начальное русско-татарское училище для татарских девочек, фабрично-заводское начальное училище... Особо, нужно отметить два учебных заведения. Первое — «Мухаммадия» — одно из крупнейших мусульманских медресе России (д. 34, построен в 70—80 гг. XVIII века) — оставило заметный след в истории татарского просвещения в дореволюционный период. Здесь на уроках звучали стихи Тукая, преподавались светские науки, педагоги пользовались учебниками К. Насыри. Во время революции 1905—1907 гг. учащиеся-шакирды активно участвовали в демократическом движении, помогали X. Ямашеву, тоже учившемуся в «Мухаммадии», в издании и распространении листовок Казанского комитета РСДРП. Сейчас в здании бывшего медресе находится техническое училище № 36.

Другое учебное заведение — татарская учительская школа (д. 75). Здание построено в конце XVIII века; открылось в сентябре 1876 года. Это первое светское учебное заведение для татар с преподаванием на русском языке. При школе было базовое начальное училище, где проходили педагогическую практику учащиеся старших классов. Примечательно, что среди преподавателей было много известных ученых, прогрессивных людей своего времени: это В. В. Радлов — основатель отечественной тюркологии (он руководил школой с 1876 по 1884 гг., пока в качестве академика не был отозван в Петербург); видный представитель татарского просветительства М. Махмудов; известный языковед, впоследствии член-корреспондент АН СССР В. А. Богородицкий; татарский просветитель Каюм Насыри.

Благодаря тесным контактам с Казанским университетом, особенно в 1905—1907 гг., школа отличалась демократическими настроениями. Здесь в 1904 году X. Ямашев с друзьями организовали марксистский кружок. Уже в советское время в школе была организована первая татарская комсомольская ячейка.

Позднее в здании располагалась средняя школа, а сейчас здесь занимаются юные шахматисты.   Дом примечателен еще и тем, что во дворе его в 1920—30 гг. жил один из первых татарских композиторов — С. Габаши.

В доме 37/20 находилось крупнейшее частное издательство братьев Каримовых (трехэтажное здание построено в 1910 году). По мнению архитекторов, оно может служить образцом производственного здания периода эклектики.

Типография Каримовых была одним из крупных мусульманских полиграфических предприятий России начала XX века. Здесь печатались книги не только для татар, но и для казахов, азербайджанцев и даже для населения Индии и Египта. В 1917-18 годах в этой типографии издавалась русская газета «Рабочий» — орган Казанского комитета РСДРП, татарская газета «Кызыл байрак», первая советская газета на татарском языке «Эш» (от нее ведет историю нынешняя газета «Социалистик Татарстан»). В 1919 году типография была национализирована. Ныне в ее зданиях — швейная фабрика.

Здесь уместно вспомнить и о газете «Эль-Ислах» («Реформа»). Редакция ее находилась в доме 63. Это было революционно - демократическое издание. Во главе газеты стоял Фатих Амирхан, одним из главных авторов был Г. Тукай. В ней активно сотрудничали Г. Кулахметов, С. Рамиев, Г. Камал, Г. Ибрагимов. Одним из ее организаторов был революционер - большевик М. Дулат-Али.

С этой улицей связаны, биографии целого ряда революционеров - деятелей татарской культуры. Например, дома 3, 5, 26, 34, 63, 73 заставляют вспомнить драматурга Г. Камала. X. Ямашев родился в доме 79/16. Во время подготовки вооруженного восстания осенью 1905 года здесь проходили заседания Казанского комитета РСДРП.

В доме 108 в 1914—17 годах жил Г. Кулахметов, в доме 87 он заведовал русским классом при Апанаевском медресе, в доме 92 в 1902—1905 гг. печатал с друзьями большевистские листовки. Квартира его сестры в доме 75 служил явкой для иногородних большевиков.

В доме 1/15 в 1917 году размещался Мусульманский социалистический комитет — массовая организация татарской революционной демократии, созданная М. Вахитовым. В этом же здании находился и Рабочий клуб комитета. При нем была создана библиотека. Несколько лекций прочел здесь Я.С. Шейнкман. Лектором был и сам М. Вахитов.

Площадь на пересечении улиц Тукаевской и Ф. Карима одно время носила его имя. Еще раньше она называлась Юнусовской или просто Майдан — площадь. Здесь в апреле 1913 года состоялся многотысячный траурный митинг по поводу кончины Г. Тукая. На этой площади в 1917 году выступал М. Вахитов. 27 июня 1918 года рабочие-мусульмане и красноармейцы   приняли здесь телеграмму на имя Ленина: «Мусульманский пролетариат заверяет, что в его лице СНК всегда найдет непоколебимых бойцов за священные лозунги социализма, он ни перед чем не остановится, чтобы сломить упорство врагов социальной революции». Эта площадь в августе 1918 года была опорным пунктом красногвардейцев. Когда же город был занят врагом, она стала для них местом казни. Каким же многолюдным и радостным был митинг, который состоялся здесь после победы над белогвардейцами!

Первого мая 1922 года на площади, названной именем М. Вахитова, был поставлен памятник (он не сохранился) этому замечательному революционеру.

А ныне создана новая площадь в честь революционера — перед зданием химкомбината, носящего его имя. Это предприятие, ведущее свою историю от свечно-

мыловаренного завода братьев Крестовниковых (основан в 1855 году), сразу стало крупнейшим в Казани. Завод давал миллионные прибыли за счет зверской эксплуатации рабочих. Как писал родным Сережа Костриков (С.М. Киров), который в годы учебы в Казанском промышленном училище проходил здесь практику, «рабочие работают день и ночь круглый год без праздников».

На всех этапах истории роль завода в развитии экономики Казани была исключительно велика. Здесь сложился большой отряд рабочего класса, активно участвовавший в революционных событиях, особенно в дни Октябрьского вооруженного восстания в 1917 году. А потом рабочие стали хозяевами завода.

Кроме химкомбината, на Тукаевской улице расположен целый ряд предприятий и организаций:                                                                                                            объединение «Татмебель», одно из производств объединения «Красный восток», трест «Казгордорстрой» и другие. Учебные заведения, находящиеся на улице, — три училища и механико-технологический техникум готовят рабочую смену.

Вспоминая историю улицы Тукаевской, нельзя не отметить, что на пересечении её с нынешней улицей 3. Султана в прошлом веке стоял дом Хальфиных, известных татарских просветителей. Несколько поколении этой семьи были преподавателями гимназии и казанского университета, собирали старинные татарские рукописи, сами писали книги. Труды Ибрагима Хальфина знали за рубежом, ими пользовался Карл Маркс.

Есть на улице Тукаевской и кинотеатр имени Тукая, когда-то он назывался «Чаткы» («Искра»). Он был открыт 16 октября 1925 года (здание тогда было деревянным). В первый день здесь демонстрировался фильм «Мусульманка» с титрами на татарском языке.

На улице, названной его именем, Г. Тукай не жил, но она носит его имя по праву. Здесь поэт работал в газете «Эль-Ислах», здесь бывал у своих друзей, здесь жили те, для кого слово Тукая было откровением, с этой улицы поэт ушел в свой последний путь. Осуществилась мечта Тукая, горячо любившего свой народ и много сделавшего для развития его культуры, мечтавшего о счастливой и свободной жизни для своих соотечественников. И не забыт поэт. Потомки читают его стихи, поют песни на его слова. Ходят по улице, носящей его имя.

Ф. ГАФУРОВА.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить