1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 PLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_RATINGPLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_VOTES

В последние годы особый интерес возникает к символам древности, в том числе к гербам городов, земель. Наряду с изучением историко-географических условий формирования Казани постоянно возникали вопросы: а что же такое герб города Казани и откуда он все-таки взялся, что означает и случайный ли фактор определил его выбор? Имеет ли герб глубокие корни, связанные с древнейшими культурными традициями казанских татар и предков булгар?

Непосвященный человек скажет, что герб — это, прежде всего, знак отличия. Герб в настоящее время именуется еще эмблемой, символом. И все же это не одно и то же. Эмблема — условное изображение идеи в рисунке, символ ту же идею выражает словами. А герб — это совмещение символа и эмблемы в художественном знаке. В прошлые эпохи и в настоящее время знаки, эмблемы городом фиксируются законодательными актами. Таким образом, герб города — это уже правовой знак, правовой акт. Оказывается, в некоторых восточных государствах гербы использовались уже задолго до нашей эры в виде символических знаков, с помощью которых подчеркивались принадлежность к роду, племени и могущество власти, божества, оберегающего род.

 В Шумерах, Вавилоне, Персии, Египте, Греции, Китае, Великом Тюркском каганате подобными знаками украшали перстни, стяги, оружие, одежду, перевязи, пояса. Необходимость этого знака особенно ощущалась во время походов, когда надо было различать своих и чужих. Знак служил своего рода «охранным листом». Постепенно гербы становились фамильными и перелагались по наследству, заносились в особые книги — гербовники. На Востоке каждый род, царствующий дом имел свою «тамгу» — по смыслу герб, печать. Таким образом, уже в средневековье и, конечно, еще раньше, «гербы» «тамги» заняли достойное место среди атрибутов тех эпох. Нередко со временем эти знаки становились гербами и городов, государств. Считается общеустановленным, что гербы городов появились именно в феодальном обществе, так как в это время в городах складывался особый, отличающийся от деревни административный правовой строй. Первые сведения о городских гербах относятся к концу XIII века (герб Нюрнберга), а к XV веку появляются гербы многих городов Центральной Европы, хотя они постоянно трансформируются, изменяются, обусловленные преимущественно централизацией власти короля, царя и так далее. Гербы сохраняют одновременно и память о тех или иных событиях в истории народа, города, царствующего дома.

Насколько же древен наш Казанский герб? Хронологически впервые эмблема Казани, отождествляющая царство Казанское, появилось на печати Ивана IV, примешанная к документам, направленным к Казанским воеводам 1596, 1637 годах и так далее. Однако в литературе наблюдалась тенденция к удревлению эмблемы Казани. Появление его связывали до последнего времени с легендой, по которой город был поставлен тогда, когда по велению Казанского царя было предварительно истреблено змеиное жилище. Победа над змием как бы и олицетворяла смысл эмблемы, позднее герба города Казани. Будто бы этот факт и послужил основой при царе Иване IV для создателей печати и позже герба Казани.

Однако обратимся к новейшим данным. Прежде всего, следует отметить, что герб Казани отображает дракона, а не змея. Известный ученый Ф. X. Валеев еще в 1965 году отмечал, что мужчины и женщины древнебулгарских племен носили амулеты, обореги в виде блях с изображением фантастических существ, чаще всего в виде вышеописанного дракона. Они изображались, как подмечает Ф. X. Валеев, и на знаменах, стягах, собственно, ношение блях не только в виде украшений, монеток, но и как оборегов, амулетов сохранилось до последнего времени у казанских татар и у других народов Поволжья, на головных уборах детей, у женщин на хасите, перевязах и так далее.

Напоминаем, что туловище «Казанского дракона» имеет крылья типично птичьего характера. В нижней части туловища читается оперенье и чешуйчатость. Туловище дракона приподнято довольно высоко над землей, голова приближается к звериным формам. Ф. X. Валеев и Валеева-Сулейманова весьма доказательно приходят к выводу, что «Казанский дракон» обнаруживает большую тождественность с фантастическими существами в виде дракона или змеи-птицы, имевших хождение в странах Ближнего и Среднего Востока, Китая и выражающего феодальную символику могущества, всесилия и непобедимости. Несомненно, что то же смысловое значение имело и «чудовище» царства Казанского — герб в виде крылатого дракона восточно-азиатского происхождения «родившегося» примерно в I тысячелетии до и. э. и начале I тысячелетия и. э. Оно (чудовище) изображалось с головой хамелеона, с рогами сайгака, ушами быка и с удвоенным змеиным хвостом, а ноги заканчивались орлиными когтями. Близок дракон и к змее-птице, известной в искусстве народов Средней Азии, Вавилона, Шумера.

Так, исследователь древней символики Соболев Н. Н. говорит, что с этим образом были связаны понятия о благодати, ниспосланной людям богами, и лишь позднее образ становится символом власти, могущества. Наконец, аналогичное чудовище-дракон обнаруживается, по данным Ф. X. Валеева и Валеевой-Сулеймановой, на бляхах в одежде волжско-камских булгар, где болгарское фантастическое существо обладает мускулистым туловищем и когтистыми лапами сокола или орла, хвостом змеи, головой, увенчанной короткими разветвленными рогами сайгака, а из пасти выступает длинный мясистый язык. Следовательно, изображение дракона в современном гербе Казани — явление глубоко традиционное, идущее с булгарских и даже добулгарских времен.

Это предположение подтверждается находками последнего времени. Так, в журнале «Болгарская женщина» за 1983 г. опубликован материал с анализом солнечного календаря древних булгар, где наряду с этим приводятся еще сведения из «Именника болгарских ханов» о «тамге» (печати, гербе) хана Аспаруха, сына Кубрата, в виде дракона с удвоенным хвостом. Это дракон изображен и на фасаде Струпецкого Монастыря (Врачанский округ). Таким образом, совершенно естественно напрашивается вывод, что уже в 600-е годы нашей эры существовал «дракон», говорящий о символе власти, могуществе рода болгарских ханов в лице исторически известного хана Кубрата и его сыновей, проживающих тогда в столичном городе Фанагория на Таманском полуострове.

Все это подтверждает мнение Ф. X. Валеева и Ф. Валеевой-Сулеймановой о преемственности этнического и государственного строя Казанского ханства от Волжско-Камской Булгарии и Великой Булгарии, Приазовья и Причерноморья, где уже в VI-VII веках царствующий дом имел свою печать, как она тогда называлась «тамга» в виде «дракона», сходную с «тамгой» казанских ханов. Я не случайно подчеркиваю это, ибо помимо «тамги» ханов, был герб-символ всей земли Булгарской, который отражен также на печати Московского государства в дневнике И. Г. Корба (конец XVII в.).

На гербе земли Булгарской (на печати написано «Бологария») мы видим барса, несущего металлический стяг. Стяги, сделанные в форме больших медных или бронзовых листов с изображением дракона были найдены при раскопках Булгара, в Биляре были найдены изображения барса. Об этом свидетельствуют исследования Ф. X. Валеева и Валеевой-Сулеймановой. Об этом говорится и в известной в научном мире «Истории агван».

Таким образом, круг замкнулся. У древних булгар, как и у многих народов Востока, был развит культ барса, волка или собаки. Они считались священными животными, особенно согласно зороастрийской религии (огнепоклонники), которую в древности многие из тюркских племен исповедовали. Так, по деревне татарским поверьям собаке приписывалось умение прогонять нечистые силы. Многие булгарские племена считали своим предком-прародителем барса, как, например, барсилэ (земля барсов). Отсюда река Берсут (недавнее название — Берсила, Барсилэ), древние имена Иль Барс, Кул Барс и так далее. Этот культ и был, вероятно, заложен в основу герба земли Булгар. Таким образом, символ-герб Булгарии в виде барса, несущего стяг с изображением дракона, «тамги» царствующего дома, рода Булгарских ханов, не случайно оказался на печати Московского государства, где четко выделяется печать ханов и герб всей земли булгар.

Итак, мы совершили краткий экскурс в историю символов древней культуры предков казанских татар. Глубокое смысловое значение и постоянство символов, дошедших до нас со времен еще языческих, гунно-булгарских племен, через тысячелетия, отражает богатую, неповторимую и нераскрытую еще духовную культуру наших предков. Древняя «там га» печать, а не герб города Казани, передавалась и сохранялась, высоко чтилась царствующим домом. И поэтому не случайно этот символ-тамга занял почетное место в печати московских царей. И только казанская «тамга» времен Екатерины II обрела несколько иное окончательное значение, когда было уже забыто смысловое значение полиморфности дракона. Часто и довольно вольно, с большим отклонением от первоисточника передавали в рисунках внешний вид герба Казани. Но наши предки свою историю знали и берегли. Остановимся еще на одном символе, который вот уже 1 100 лет выражает дух народа, его нравственный мир, чувство единства с космосом, с природой. Этот символ — полумесяц. Он пришел к нам не только с исламом. Ислам только еще более закрепил эту символику. Ведь еще в язычестве вся жизнь, деятельность тюркоязычных народов отражала связь земного и небесного мира, как гармонию природы и человечества.

Астральный мир и культ определяли и нормировали жизнь языческих предков.

Полумесяцу (лунному божеству) придавалась особая роль в жизнедеятельности древних жителей востока, в том числе и тюркоязычных народов, как осветителя тьмы. Историк Бухары Мухаммед Наршахи (X в.) информирует, что мечеть Магоки Аттари называлась мечетью Луны. Поэтому местные астральные культы уступают место исламу — новой религии, в которой вместе с тем, отражаются и верования ислама, т. е. света во тьме, а культовые сооружения, посвященные луне превращаются в храмы, где «осуществляется» магическая связь с космосом. Ведь люди были уверены, что порядок в Космосе порождает порядок на земле и в мире человека, жизни народа.

Безусловно, наблюдаемые человеком движения Солнца, Луны, Звезд, смена зимы и лета были олицетворением мирового порядка. Изящный минарет с летящим ввысь полумесяцем отражал духовную связь человека с небом, космосом, Человек понимал, что нельзя рушить эту гармонию. Наконец, такова была его идеология.

Словом, неоспоримо и однозначно должен решиться вопрос о восстановлении на вершине башни-минарета Сююмбики — части дворцового храма «Хан мэчете» или «Нурали мэчете» — изображения полумесяца.

Происхождение герба Казани, как мы убедились, также не должно вызывать сомнений.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить