1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 PLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_RATINGPLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_VOTES

Излагая множество версий этимологии названия столицы нашей республики, автор разделяет одну из них. Истина же, вполне вероятно, сокрыта на стыке легенд, предположений, изысканий ученых.

ГОРОДА, как и люди, имеют свою судьбу. И как людям, им не всегда везет с летописцами. Казань в этом отношении счастливый город. Биографии ей посвящено большое количество научных трудов. Среди них можно назвать книгу «Молодость древнего города», выпущенную, Таткнигоиздатом в 1978 году. Коллектив авторов последовательно знакомит читателя с историей Казани, начиная со средних веков и до наших дней. Ряд исследователей, все больше склоняется к выводу, что истоки столицы нашей республики следует искать в конце X века. В тех же далеких временах, очевидно, сокрыта и тайна имени города.

В настоящее время известно шестнадцать версий происхождения названия Казани. Все они основаны на толковании того или иного значения широко употребляемого в тюркских языках вообще, и в татарском в частности, слова «казан».

Первая, по всей вероятности, самая древняя легенда гласит: когда выбирали место для города, обратились за советом к колдуну. Он сказал: «Постройте город там, где сам собой закипит врытый в землю котел с водой». Долго искали такое место. Наконец там, где в Казанку впадала речка Булак, котел закипел сам собою. Здесь и основали город. Отсюда и пошло название Казань (казан - котел по-татарски).

Вторая легенда также связана со словом «котел» (казан). Повествует она о том, что старший сын последнего булгарского хана Габдуллы Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки, текущей среди зеленых лугов и лесов, и решил разбить стоянку. Алтынбек послал слугу за водой с золотым котлом. Берег реки был очень крут, и слуга, пытаясь зачерпнуть воды, нечаянно уронил в нее котел. После того случая и речку, и заложенный на берегу ее город назвали Казанью.

Литературный критик и писатель - Рафаэль Мустафин утверждает, ссылаясь на изыскания историков, что «у древних кочевых племен, в том числе и у кипчаков, котел, помимо своего прямого назначения, был своего рода символом власти. Попадание ритуального «золотого» котла в ту или иную местность означало этнографическое проникновение данного народа в этот регион. Таким образом, назвав реку «Казан», первые тюркские кочевники тем самым обозначили границы своих владений. Ряд ученых придерживается мнения, что название Казань связано с особенностями ландшафта местности, с наличием котловин (казан, казанлык - котловина) на месте расположения города. Однако как Новая (современная), так и Старая Казань никакими особыми котловинами не грешит. Более того, котлованы присуши горному рельефу.

В той же работе П. Рычков делится еще одним соображением, связывая название Казань уже с именем золотоордынского хана Казан-Солтана или другого татарского принца, носившего имя Казан и построившего город своего имени. Такого же мнения придерживались К. Фукс, А. Дубровин, Ш. Марджани, П. Загоскин.

В архиве известного башкирского лингвиста Киекбаева, занимавшегося тюркской топонимикой, сохранилась запись, в которой происхождение названия Казан сплетается со словом каен - береза. Для подтверждения своей гипотезы ученый ссылается на название деревни Казанлы в Башкирии, которая расположена среди березовых рощиц. Известный татарский этнограф Г. Юсупов в статье "Антропонимы в булгаро-татарской эпиграфике" пишет, что топоним Казан широко распространен на Кубани, юге Украины, на северо-западном берегу Каспийского моря и даже в северо-восточной Турции. Происхождение его автор статьи связывает с туркменским племенем казансалор. Он полагает, что в Северное Причерноморье и Приазовье племя казан попало из Туркмении, а на Среднюю Волгу пришло из Приазовья, впоследствии образовав Казанское княжество. Эта точка зрения высказывается Г. Юсуповым и в другой его статье «Булгар-татарская эпиграфика и топонимика как источник исследования этногенеза казанских татар». Любопытную версию выдвигает башкирский писатель Юсуи Гарай, утверждающий, что «Казан - это имя человека или название рода, а если нет, то хочется предположить, что это название травы». Действительно, слово казан в некоторых тюркских языках использовалось когда-то в значении водная трава (мать-и-мачеха или лебеда душистая). Однако примеров употребления в нашем регионе слова казан в значении названных трав, автор версии не приводит.

Исходя из историко-лингвистического анализа географических названий края, некоторые исследователи, и в их числе автор данных строк, связывают название города с названием реки (гидронимом) Казан, который в свою очередь, возводят к названию племени (этнониму) кал -гусь, обитавшему в древности в бассейне этой реки. Гидроним Казанка состоит из составных каз-ан-ка. Первая часть – «каз» как уже было отмечено, относится к древнетюркскому этнониму «каз», вторая - «ан» - обозначает реку, а третья - ка - является суффиксом русского языка, который прибавился к гидрониму Казан в XVI веке.

По версии профессора Альфреда Халикова, во времена булгар, слово «каз» употреблялось только в значении граница, край, причем и его более древней форме — каш. Полагая, что название Казань означает «пограничный город» (на границе Булгарского государства), автор версии не приводит веских историко-лингвистических данных, подтверждающих, что для обозначения понятий граница, край волжско-камские булгары употребляли слово каз (каш). Не доказана также и возможность перехода «каш» в «каз» («ш» в «з»).

В. Егоров в статье "О времени возникновения Казани» полагает, что город был основан в 1370 году булгарским князем Хасаном и носит имя своего основателя. В. Кучкин, поддерживая эту версию, исходит из недостаточно обоснованных и проверенных историко-лингвистических данных развитии языка булгаро-татар. Их объяснение сводится к следующему: «Этимологически булгарское название города Хасан (и восходящее к нему название реки Казанка — Казан) может быть выведено из самого обыкновенного мусульманского личного имени Ха-сан (вернее, Хэс-эн) арабского происхождения». Однако фонетические закономерности булгарского, чувашского и татарского языков не дают никаких оснований полагать, что в основу названия нашего города положено арабское имя Хасан.

В пестречинской районной газете «Алга» от 13 январяя 1983 года, выступил учитель истории средней школы села Шали Мухаммат Садыков. Он связал названия деревень Казнле, Казы, гидронима Казанка и название города Казань со словом бэ-ла-каза — бедствие. Якобы река Казанка в древние времена считалась рекой бедствии. Почему? Потому что чувашские, марийские, татарские племена, жившие в густых лесах, были язычниками, т.е. поклонялись лешим, чертям, змеям, волкам. Кроме того, между племенами постоянно происходили ссоры. Все это и послужило причиной назвать эту местность стороной бедствий — бяла-казалы . Надо сказать, что соображения М. Садыкова невозможно доказать ни историческими, ни лингвистическими фактами. Как свидетельствуют многочисленные факты топонимии, названия рек (гидронимы) среди всех иных географических названий являются древнейшими. Потому в большинстве случаев прибрежные города и носили имена рек: Москва, Воронеж, Волхов, Тобольск - от гидронима Тобол и т. д. Поэтому же принципу, надо полагать, сложилось и название города Казань. Подтверждение тому находим в исторических летописях, в записках участника осады Казани князя Андрея Курбского, писавшего: «Стоит оный град... не на Волге, но речка под ним Казань реченная, от нея ж и наречен». В «Казанской истории», в русских летописях и писцовых книгах XV—XVII веков отмечается, что река Казанка, возможно, называлась когда-то Казан или Казан-река. В «Казанской истории» говорится: «по реке той же и град словет Казань».

Татарский историк Г. Ахмеров писал также: «По нашему мнению, название Казан было сначала названием реки и заимствовано из тюркского языка: если в конце названии рек имеется окончание (суффикс, формант) «лан», «сан», «шан», то они все тюркского происхождения». Того же мнения придерживается и автор этой статьи.

Гидроним Казан состоит из корня, каз и суффикса ан, означающего страдательный залог причастия прошедшего времени. Известно, что слово каз в древнетюркском языке употреблялось в значении рыть, копать, выкапывать. Проанализировав происхождение многочисленных гидронимов, начинающихся со слова каз приходим к выводу, что название реки Казан означает прорывшая землю река, или река, роющая землю. Это название имело некогда формы Казы-ган - Казган елга - Казан елга. Претерпев ряд закономерных фонетических изменений, а также в результате постепенного усечения гидрогеографического термина елга, данное название приобрело форму Казан. Булгарскими предками татарского народа в. XII веке на берегах впадающей в Волгу реки Казан в ее среднем течении был наложен город, названный но наименованию реки. Следовательно, название столицы Татарии происходит от гидронима Ка-зан(ка).


Г.Ф. САТТАРОВ.
Профессор КГУ, председатель республиканской топонимической комиссии.