1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 PLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_RATINGPLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_VOTES

У подножия двух холмов, на берегу Казанки, похожей здесь на ручей, перед взором предстают разбросанные валуны и глыбы песчаника, веками вросшие в землю. Некогда здесь был город с мощными стенами острога, шумными рынками, пышными дворцами и благоухающими садами. Этот город, по мнению ученых, возник в период угасания Золотой Орды и известен под несколькими именами: Газан, Булгар аль-Джадид, Казан, Иске Казан, о легенде «О несгораемой деревне» говорится, что после взятия города Ибрагима (Булгара), Аксак Тимур (Булат Тимур) казнил местного эмира, саранского вассала Габдуллу. Его сыновьям Алтынбеку и Галимбеку удалось спастись.

После ухода завоевателей с награбленным добром братья не стали возрождать свою столицу из руин. В лесостепной зоне Заказанья они нашли более спокойное и укромное место. Этот холм с крутыми склонами, опоясанный у подножия полноводной в то время Казанкой, делающей возвышенность снизу неприступной. Здесь царевичи и заложили город Иске Казан. На месте погибшей в 1236 году и поднявшейся из руин в период Золотой Орды Волжско-Камской Булгарии стало складываться новое государство с центром в Иске Казан. Оно наладило былой уровень торговли и внешних связей.

Впоследствии войны и связанная с ними стратегическая бесперспективность места, а также экономическая конъюнктура заставили перенести столицу в более удобное место в устье рек Казанки, Булака, впадающих в реку Волгу - главную торговую и стратегическую артерию средневековой Восточной Европы. Именно здесь стоит современная Казань. Старая же столица пришла в запустение и со временем исчезла с торговой и политической арены, оставив на своем месте несколько слобод, превратившихся со временем в села. Возле них и по сей день сохранились святые места людского поклонения.
Спор о месте нахождения города Иске Казан и по сей день сотрясает научные круги. Наиболее веской позиции в этом вопросе придерживается доктор исторических наук, археолог Равиль Фахретдинов. Он связывает местонахождение Иске Казан с Камаевским городищем и Русско-урматским селищем, расположенным у деревень Камаево, Русский Урмат и Гайша Высокогорского района республики, в 40 км от устья Казанки вверх по реке.

Неким итогом проделанных научных поисков (хотя конечно же, работа еще продолжается) явилось открытие в д. Камаево (станция Камаево) Иске-Казанского государственного музея-заповедника истории, культуры и природы. Экспозиция музея предваряется эпиграфом из книги видного татарского теолога-просветителя начала XX века Ризы Фахретдина «История булгарских и казанских тюрок»- «у тюрок Булгара было три столицы: первая из них в былые времена славный, на сегодняшний день разрушенный город Булгар, вторая - на берегу реки Казанки также разрушенный город Казань (Иске Казань), третья – стоящий и поныне город Казань с центром ремесла и торговли. Это доказывает и коллекция музея, вобравшая в себя весь дух тех времен.

Изящно выполненные бронзовые замки и ключи... На них уже нет той ровной блестящей глади, сквозь разъеденную временем окисленную рябь едва прорисовываются детали чеканных и литых узоров. Удивляет точная и совершенная технология кузнечного ремесла и металлургии, с помощью которой выполнены эти изделия. Но не только плавка меди и бронзы поражает посетителей.

Перед нами предстают и другие творения кузнечного ремесла. Это стальные ножницы, ювелирные весы, изготовленные для торговли очень дорогими товарами - будь то драгоценные камни, изделия из золота, серебра или очень ценившиеся в средневековье пряности и целительные травы. Это и орудия сельского хозяйства, такие как серпы, косы и другие. Кузнечное дело, помимо предметов быта и ремесла, представлено также образцами вооружения: железные ядра мелкого калибра, ножи, наконечники для стрел разных типов и назначения, сабли и другие.

Керамика в коллекции представлена деталями архитектурных обзразцов, майолики, осколками некогда пышной посуды, украшениями в виде бус, торговыми гирями и грузами для рыболовных сетей. Особое место в коллекции занимают костяные изделия в виде наконечников для стрел и охотничье-рыболовных гарпунов, а также гребней и пуговиц. Есть и нумизматический планшет серебряных и медных монет времен Золотой Орды, Астраханского и Казанского ханств ХIV-XV вв.

На выставке представлены экспонаты, которыми гордится музей. Бронзовый гуннский котел... Он относится приблизительно к эпохе переселения народов, т.е. к IV-V вв. н.э. Особенность этого экспоната в том, что подобные котлы не предназначались для того, чтобы готовить пищу (о чем свидетельствует конусовидная ножка). Такие котлы, начиная с древних гуннов Центральной Азии вплоть до кочевых империй тюрок раннего средневековья служили символом власти, единения рода и племени. Котел найден в поле у деревни Татарские Сунчалеи Аксубаевского района Республики Татарстан механизаторами села во время проведения сельскохозяйственных работ.

Бронзовое скифское зеркало... Оно относится приблизительно к VI в до н. э. выполнено в зверином стиле.

Также механизаторами села Русский Урмат было найдено во время полевых работ недалеко от Камаевского городища глиняные свистящие ядра... Они относятся приблизительно к ХIII-ХV вв. Представляют из себя глиняные сферы с четырьмя внешними отверстиями и сферической полостью внутри. Предположительно предназначались для шумового воздействия на противника в бою.

В коллекции музея есть и этнографические материалы Заказанья конца XIX - начала XX вв. Это национальные женские костюмы, калфаки, шали, тканые ковры и полотенца, мозаичные женские сапожки - ичиги.

Музей в дальнейшем будет расти и совершенствоваться по типу известного всему миру российского «Золотого кольца».