1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 PLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_RATINGPLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_VOTE

Первая мужская гимназия в Казани была первой и в России не считая столичных.

О целесообразности открытия провинциальных гимназий академик У. Э. Фишер писал: «...если новые в разных городах Российского государства гимназии употребить запотребно рассуждено, то, по моему мнению, прежде всего, надлежит гимназию основать в Казани. А когда ученики по происшествии двух или трех лет окажут свое прилежание и успехи, тогда помалу такие гимназии разводить и в других городах России».

21 июля 1758 года вышел указ об учреждении в Казани гимназии. Директором ее был назначен асессор Московского университета Михаил Иванович Веревкин. Первая встреча учеников с преподавателями состоялась 21 января 1759 года. Занятия начались в двухэтажном особняке, принадлежавшем генерал-майору Кольцову. Позднее гимназия перемещалась в другие здания: на улицах Арской (перекресток нынешних улиц К. Маркса и Жуковского) и Воскресенской (ул. Кремлевская, бывш. Ленина), после большого казанского пожара она размещалась в слободе (Кировский район), и только к 1823 году было построено специальное здание на Покровской улице (ныне ул. К. Маркса, первое здание КАИ).

Открытие гимназии в Казани имело огромное значение для просвещения в России. В числе первых четырнадцати учеников были будущий Русский писатель Гаврила Державин и его брат Роман. Исключительные способности гимназиста Г. Державина были сразу отмечены учителями. Его геометрические чертежи, ландкарты и прочие работы были представлены в числе лучших в Петербурге.

мужская гимназия в Казани

В последующие годы в Казанской гимназии получили образование такие выдающиеся люди России, как геометр Н. И. Лобачевский, химик А. М. Бутлеров, писатель С. Т. Аксаков, организатор первых марксистских кружков в Казани Н. Е. Федосеев, астроном и географ И. М. Симонов, художник И. И. Шишкин и многие другие.

Преподавание в гимназии велось по двадцати шести предметам, в том числе: истории, математике, географии, логике, метафизике, артиллерии, архитектуре, поэзии, фехтованию, инструментальной музыке, танцеванию, различным языкам.

Гимназисты делились на две группы — одна для дворян, другая для разночинцев. Дворянские дети отличались от разночинцев цветом одежды и сидели за отдельными партами, покрытыми кожей или кроеным сукном. Гимназисты носили мундир темно-зеленого цвета с белыми металлическими пуговицами, с воротником и манжетами: у дворян — красными, у разночинцев — темно-зелеными.

Казанская гимназия стала первым учебным заведением России, где было введено преподавание восточных языков: арабского, турецкого, персидского, монгольского. Ведь здесь готовили чиновников-переводчиков для управляющих в национальных окраинах.

В сентябре 1759 года М. И. Веревкин писал в Московский университет: «Здешний город — главный татарского национального диалекта. Не повелено ли будет завести при гимназии класс татарского языка?». Как видно, директор гимназии успел познакомиться с жителями Казани, с их нуждами и считал необходимым ввести в число изучаемых восточных языков татарский. Эта задача была осуществлена через десять лет. Указ от 12 мая 1769 года гласил: «Учредить единожды навсегда при Казанской гимназии класс татарского языка и определить учителем оного... депутата адмиралтейской конторы Сагита Хальфина». Занятия по татарскому языку начались 5 октября. Для обучения приглашались все желающие гимназисты.

С классом татарского языка тесно связано начало просветительской деятельности талантливой семьи Хальфиных. Должность учителя татарского языка в течение многих лет передавалась здесь по наследству: после отца в гимназии преподавал его сын Исхак, затем — внук Ибрагим.

Светских учебников не было, и преподавание татарского языка велось по учебникам духовных училищ. Вскоре Сагит Хальфин составил азбуку. А в 1820 году Ибрагим Хальфин за сочинение татарской хрестоматии был награжден «по высочайшему повелению» бриллиантовым перстнем. Им же была составлена и грамматика татарского языка.

Казанская гимназия не только готовила образованных людей, но и немало сделала для общего культурного развития городского общества. В 60-х годах XVIII века в ее стенах силами преподавателей и гимназистов были организованы первые театральные представления, которые послужили основой для создания постоянного театра актеров-любителей. В гимназическом театре ставились известные тогда комедия Мольера «Школа мужей», трагедия Сумарокова «Синеуса и Трувера», а также пьесы и балеты, авторами которых были директор гимназии и преподаватели. На каждое представление собиралось свыше четырехсот человек.

После посещения Казани в 1767 году Екатерина II писала: «... необходимо содействовать возобновлению в гимназиях театральных представлений, которые перед этим было прекратились, и сколь возможно склонять к тому здешнее дворянство, которое посредством сих представлений могло научиться приятному обращению и необходимой в свете ловкости».

Детищем гимназии явился и Казанский университет, основанный на ее базе. С 1804 по 1814 год оба учебных заведения существовали вместе, под началом одного директора. Выпускники гимназии стали первыми студентами университета. Затем университет отделился от гимназии и начал самостоятельную жизнь, гимназия же продолжала свой дальнейший путь на ниве просвещения.

В 1918 году I Казанская мужская гимназия была преобразована в единую трудовую советскую школу второй ступени.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить