Здание Казанского цирка действительно уникальное, и его показывают гостям города как архитектурную достопримечательность. У подножия Кремля легко и изящно вписалось в городскую застройку здание, напоминающее мифическую «летающую тарелку». В лучах солнца серебристая чаша сверкает ослепительно, а вечером откуда-то изнутри ее возникает нежно-красный, переходящий в зеленовато-лиловые тона свет...

Войдем в стеклянный холл, напоминающий снаружи гигантский аквариум, полюбуемся зеленью цветов, причудливо растущих среди камней. Но вот звонок, пора занимать места в зрительном зале.

Здание Казанского цирка

Внутри огромной чаши нет ни одной привычной балочной опоры. Все 2014 мест одинаково удобные: здесь прекрасная акустика, ряды мягких кресел амфитеатром поднимаются к кольцу, опоясывающему здание. Но самого кольца, скрепляющего сферический купол с верхней гранью основания цирка, вы не увидите, оно скрыто та облицовкой. Спокойный, яркий свет заливает огромное помещение. 400 прожекторов и 4 свето-пушки способны создавать и самые фантастические световые феерии, без которых немыслимо цирковое зрелище.

Императорская Казанская первая гимназия была основана в 1758 году. Первым ее директором, или, как раньше называли, «командиром», был назначен известный писатель-просветитель XVIII века М. И. Веревкин, облеченный весьма обширными полномочиями и прилагавший большие усилия для внушения казанскому обществу сознания пользы от учреждения в городе гимназии. Сначала в гимназию были приняты 14 человек, и среди них Г. Р. Державин. Но уже во втором учебном году в ней числилось 120 учащихся.

Императорская Казанская первая гимназияЗа семнадцать лет (с 1764 года) директорства знаменитого фон Капица при гимназии устраивались публичные театральные представления, который охотно посещались казанцами и положили начало первому публичному театру в городе. Затем гимназия стала быстро приходить в упадок, в особенности после того, как в 1785 году она была передана в ведение приказа общественного призрения. Кончилось тем, что после тридцатилетнего существования в 1788 году она была закрыта. В 1797 году император Павел I повелел возобновить гимназию, для которой было выстроено здание в конце Воскресенской (ныне ул. Кремлевская, бывш. Ленина) улицы (ныне восточная половина главного здания университета).

В числе первых учеников вновь открытой гимназии были С. Т. Аксаков, П. И. Лобачевский, Перевощиковы, Панаевы, Княжевичи и другие позже известные люди Казани.

Точная дата появления этого дома на углу Большой Проломной и Университетской мне неизвестна. В каталоге-справочнике «Республика Татарстан: памятники истории и культуры», выпущенном в 1993 году, написано так: «Дом Н.О.Антроповой - И.И.Бренинга, первая половина XIX в.». Скорее всего, дом был построен уже после пожара 1815 года, но не позднее 40-х годов XIX столетия, ибо элементы только зарождающегося в тот период архитектурного стиля «модерн» поданы очень осторожно.

Дом принадлежал вдове Наталье Антроповой и был последним по левой стороне улицы Большая Проломная. Сразу за ним начинались лабазы и лавки, выходящие на Рыбнорядскую площадь. Непосредственно у дома Антроповой находилась рыбная лавка известного в Казани купца Ф.Докучаева с сигами, корюшкой и ряпушкой, на месте которой в 1851 году он выстраивает собственный двухэтажный дом с таким же ажурным балкончиком, что и на доме соседки.

Тогдашняя Казань, хоть и являлась одним из крупнейших губернских городов, вряд ли могла считаться благоустроенной. В 1873-м (год рождения Федора Ивановича) ее население — составляло 91827 человек, но из 4360 жилых домов только 690 были каменными. Поэтому часто полыхали пожары. Замощена была лишь треть улиц, а сами они выглядели довольно грязными.

В 1875 году в городе открылась конно-железная дорога, которую проектировал и строил инженер, штабс-капитан П. Панаев, двоюродный брат владельца одноименного сада.

Сегодня наш рассказ - о церкви Воскресения Христова, давшей название одной из красивейших в прошлом улиц Казани. Найти эту улицу легко, ведь она в нашем городе центральная и носит имя Кремлевская (бывшая Ленина).

Наш путь лежит по улице Воскресенской мимо здания университета и дома Ушковой, в котором размещается Национальная библиотека. После сквера с памятником Н.И.Лобачевскому перед нами вырастает громоздкое здание химического факультета университета На этом месте стояла одна из древнейших церквей Казанской губернии, хотя догадаться об этом сегодня непросто.

Петропавловский собор в Казани и его колокольня, воздвигнутые без малого три столетия назад, являются одной из архитектурных доминант городского силуэта. К сожалению, не известен зодчий, творчеству которого принадлежит собор. Известно лишь, что он был построен на средства купца Михляева в честь приезда в Казань Петра Первого в ту самую эпоху, когда русская узорчатая архитектура с её многообразием кирпичных украшений и причудливостью форм постепенно уходила в прошлое, уступая место новым европейским веяниям. Действительно, фасады собора вобрали в себя множество элементов узорчатой архитектуры. В то же время расположение проёмов и членений свидетельствует о европейском влиянии, а восточная красочность придаёт зданию неповторимый колорит. Парадоксальный возглас: «Какая татарская церковь!» услышал однажды автор этих строк от американца, смотревшего на собор сквозь объектив фотоаппарата. Так в чем же архитектурное своеобразие Петропавловского собора?

«В 1834 году в Казани было 9 мечетей...»

М.Рыбушкин. Краткая история города Казани, 1850.

В стародавние времена стоял на левом берегу Кабан-озера древний татарский аул скотоводов, ремесленников и торговцев. Жили мирно и в достатке: пасли скот, строили дома и мечети, выделывали кожи, шили ичиги да сапоги. Торговали на обоих казанских базарах - нижнем, под самыми стенами крепости, что звался Таш як, и верхнем, что стоял на месте нынешнего Гостиного двора рядом с караван-сараем торговцев и ремесленников из далекой Бухары. Когда же подходили к стенам аула рати врагов - бились с ними Дружно. А коли не хватало силы -уходили в город, за крепостные стены, сложенные из тесаного камня-известняка.

В 1556 — 1560 годах при строительстве Кремля на месте Муралеевой башни ханской крепости была поставлена проездная башня (ворота). Название Тайницкой она получила потому, что в 1552 году от Муралеевой башни был прорыт осажденными подземный ход к тайному ключу.

Первоначально в псковский период строительства башня была одноярусной, завершалась прямоугольными зубцами и была покрыта деревянным шатром.

В современном виде Тайницкая башня оформилась в XVIII веке. Эта двухъярусная постройка с шатровым покрытием и коленчатым проездом в нижней части. Под первым ярусом располагалась подземная часть с бойницами, выходившими в сторону Казанки. По верху первого яруса проходит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Архитектурная обработка башни относится к XVII веку.

Большой интерес у гостей нашего города вызывают памятники национального зодчества. Мечети со стройными минаретами, деревянные и кирпичные дома, украшенные резьбой и национальным орнаментом, представляют единый и цельный в своей архитектурно-художественной выразительности комплекс, расположенный за Булаком (нынешние улицы Московская, Тукаевская, Парижской Коммуны и другие).

Сохранившиеся от XVIII века памятники татарской архитектуры культового назначения (мечети) находятся в основном на улице Каюма Насыри.

В силу сложившихся исторических условий строительству этих сооружений уделялось большое внимание — над ними работали лучшие мастера своего времени, для их возведения не жалели ни сил, ни средств.

Монументальным памятником древней мусульманской Казани является башня Сююмбеки. Возвышающееся в северней части Кремля, это грандиозное сооружение, имеющее площадь основания 140 квадратных метров и высоту 75 метров, состоит из семи ярусов: три нижних — четырехугольные, заканчивающиеся идущими вокруг всей башни уступами-террасами,   четыре верхних   — восьмиугольные.   Над ними поднимается шпиль, когда-то увенчанный   двуглавым орлом с золоченым яблоком. Долго существовало убеждение, что шар этот золотой и что в нем хранятся какие-то весьма важные для местного мусульманства документы. В 1830 году по распоряжению министра внутренних дел Закревского шар этот был снят и вскрыт в присутствии представителей татарской общественности. Пробитый в нескольких местах молнией, он оказался латунным и пустым.

Летопись времени

Казань—один из древнейших городов России, созданный трудом и талантом русского и татарского народов. В процессе многовекового становления и обновления обогащались индивидуальность и духовное содержание Казани, выразившиеся в облике зданий и их комплексов, площадей и улиц, в том, что составляет архитектурное наследие города. Но к сожалению, архитектура древней Казани не дошла до наших дней. Город застраивался тогда в основном деревянными домами. Каменные же здания в городе начали строить главным образом в конце XVI веке. К этому времени относится и строительство каменного Кремля. Об облике города того периода мы можем судить лишь по немногим дошедшим до нас гравюрам и литографиям. То, что мы можем сегодня видеть из нашего архитектурного наследия, относится в основном к XVIII — началу XX столетия, за исключением разве что архитектуры Кремля, где можно встретить и более ранние постройки.