Во время первой нашей прогулки по Юнусовской площади я описала вкратце владения купцов Юнусовых, в честь которых и была названа площадь. Но с не меньшими основаниями она могла быть названа и Апаковской.

Исхаку Мустафичу Апакову, одному из крупнейших владельцев недвижимости в городе, принадлежала земля в южном углу площади на месте нынешнего «дома Шамиля». Часть ее занимала доходная усадьба. Как уже говорилось, татарский доходный дом середины XIX века - это совершенно своеобразное явление, не известное в истории российской архитектуры. При словах «доходный дом» нам обычно представляется вытянутое здание с рядами одинаковых окон, что-то вроде современных многоквартирных и секционных домов.

Старинные татарские легенды повествуют о том, что сразу за Казанью вдоль волжских берегов тянулись дикие, почти не тронутые леса. Один из них, начинавшийся за Зилантовой горой, назывался Джилякле урман - Ягодный лес, так как в нем было много лесной ягоды: малины, земляники, черники, клубники... В этих же местах на холме, который тоже назывался Ягодным, располагалось старинное татарское село Джилякле - Ягодное.

После покорения Казани в 1552 году татар отсюда частично выселили, частично перебили. Как память о тех временах осталось лишь старинное мусульманское кладбище. Само селение со всеми его угодьями Иван Грозный передал во владение казанскому воеводе Петру Булгакову, который был родом из ростовских князей. С этого времени начинается заселение этих мест русскими переселенцами, а само село получило название Ягодная Поляна.

В том же календаре разъясняется, что главными обитателями этих казарм были нищие, жулики, пропойцы, мошенники. Порой попадались даже любители острых ощущений из благородных. Среди женщин преобладали выброшенные за ненадобностью из публичных домов.

С западной стороны Ямской слободы стоял Успенский собор, ныне снесенный. Отсюда дорога вела к старейшей казанской дамбе и мосту через Казанку. Именно по этой дороге шли когда-то колодники по пути в Сибирскую ссылку и на каторгу. Их провожали лишь ветхие покосившиеся домишки да местные бедняки.

А с южной стороны Ямской слободы (ныне здесь улица Тази Гиззата) была проложена дамба в сторону пристани. С 1956 года, после прихода Большой Волги, эти места оказались под водой. Затоплены и островки среди вонючих топей и болот, где некогда стояли одноэтажные постройки так называемого Стекольного скита.

Ныне даже из старожилов редко кто знает, что когда-то в Казани была Ямская слобода. Она возникла еще в середине XVI века в районе улицы Кирова, бывшей Московской. Тогда здесь проходил Московский тракт, начиналась дорога на Москву и издавна жили ямщики.

Ям - слово татарское. Оно означает селение, станцию, где жили ямщики и содержались лошади для почтовой связи. По свидетельству историков, русские переняли устройство почтовой службы у татар, и даже ямщиками в первое время служили преимущественно татары. Их освобождали от подушных податей, а они за это должны были держать лошадей, обеспечивать бесперебойную связь и доставлять чиновников разного ранга во все концы необъятной России.