Помимо суконного, в этом районе города еще в дореволюционные годы существовали и другие производства: солодовенный и газовый заводы. На последнем производился газ для освещения улиц. До сих пор одна из улиц в этом районе называется Газовой.

В 1924 году в Суконной слободе открылась кондитерская фабрика "Заря", которая до сих пор числится в десятке крупнейших российских кондитерских фабрик. Сладкая продукция этого предприятия расходится практически по всей России.

В последние годы Суконная слобода стала основной базой строительства Казанского метрополитена - самого экологически чистого, безопасного и удобного вида транспорта. Первая очередь метро должна вступить в строй к тысячелетию города - в 2005 году.

Название "Красная" встречается в каждом старинном городе России. Так называют обычно самую лучшую, самую красивую улицу или часть города. (Вспомним хотя бы Красную площадь в Москве.) У нас Красной слободой называли поселение на восточной окраине Казани, сложившееся к XVII веку и расположенное в районе современных улиц Большой и Малой Красной, Карла Маркса, Гоголя, Горького, Пушкина и других прилегающих улиц Вахитовского района.

 

Ренат БИКБУЛАТОВ, Рафаэль МУСТАФИН

3 мая 1749 года в Казани произошел очередной опустошительный пожар. На этот раз он начался в Старой Татарской слободе и за несколько часов почти полностью уничтожил ее (погода стояла сухая и ветреная). Пострадали и многие дома в верхней части города, и православные храмы. Лука Конашевич воспользовался этим, чтобы начать очередное наступление против «неверных».

Пожар 1749 года

Татар обвинили в поджоге (хотя, по мнению мусульман, пожар был делом рук самих религиозных фанатиков). Лука Конашевич громогласно объявил пожар «божьим предзнаменованием» для перехода к полному уничтожению Татарской слободы. По его мнению, после пожара, слобода «свободна», и не надо разрешать татарам восстанавливать сгоревшие дома. Он обратился с прошением в Сенат, требуя, «чтобы оных татар, яко христоненавистных, ...удалить и на том месте, где оные прежде жили, строиться им не допускать».

Сад, который в просторечии называют Лядским и который является подлинным украшением нашего города, сохранился с незапамятных времен. Как предполагают биологи Казанского университета, это - островок соснового бора, некогда покрывавшего всю возвышенную часть города. Потомки могучих сосен постепенно чахли и вымирали, но построек на этом месте никогда не было.

Лишь в самом укромном уголке сада, на углу улиц Горького и Гоголя, стоял деревянный одноэтажный домик в пять окон, принадлежавший генералу Лецкому. Его именем и назван сад. В последнее время домик этот пришел в совершенную ветхость и в 1980 году его снесли. А между тем, с ним связаны примечательные исторические события. В конце мая 1798 года в этом доме останавливался и жил в течение недели император Павел I. Именно по его повелению улица названа именем генерала Лецкого (ныне улица Горького).

Из архитектурных памятников в Мокрой можно назвать разве что Ильинскую церковь, выстроенную в начале XVII века. Здесь были престолы Ильи Пророка и Тобольской Божьей Матери. Жаль, что этот своеобразный памятник русской старины не сохранился до наших дней.

Славилась же Мокрая своими ночлежками, которых до революции было восемь. В каждом из ночлежных домов находили приют от 15 до 100 человек. На стене каждого висела табличка с указанием, сколько людей разрешено держать хозяину. Плата за ночлег составляла 2-3 копейки с человека. За дополнительные 7 копеек можно было заказать себе еду. Останавливавшийся на ночлег крестьянин с подводой платил 30 копеек.

Описание одной из ночлежек на Задней Мокрой мы находим у того же А.М.Горького: "Внутри ночлежка - длинная мрачная нора размером четыре и шесть сажен; она освещалась - только с одной стороны - четырьмя маленькими окнами и широкой дверью. Кирпичные нештукатуреные стены ее черны от копоти... От стен пахло дымом, от земляного пола - сыростью, от нар - гниющим тряпьем..."

Не всегда районы, прилегающие к Ямской слободе, были местом свалок и трущоб. Казанский летописец пишет в своем "Сказании о царствии Казанском", что некогда в районе, начинавшемся за нынешним железнодорожным вокзалом, простирался так называемый Царев (т.е. Ханский) луг - заливная пойма Волги. Летописей оставил красочное описание этого прекрасного луга, утопающего в благоухающих цветах и сочных правах, где накашивали тысячи копен сена для ханской кавалерии. На этом же лугу проводились 1 первые казанские сабантуи, проходили скачки, борьба на кушаках куреш), соревнования по стрельбе из лука, лазанию по шесту и т.д. По словам летописца, на лугу разбивались тысячи шатров, в которых останавливались приехавшие со всего ханства беки, шейхи со своей многочисленной свитой. Здесь же торговали съестными припасами, напитками и всяческими ремесленными поделками. Один из первых сабантуев, описанных казанским летописцем, состоялся в 1505 году.

Около двух веков после покорения Казанского ханства татарам не разрешали строить мечети, а те, что были построены прежде, - разрушали. Мусульманская вера в этот период являлась своего рода гарантом сохранения национальной самобытности. Поэтому все усилия миссионеров заставить татар отказаться от ислама и перейти в христианство терпели крах.

К 50-м годам XVIII века новокрещенская контора в Казани сумела добиться почти полного крещения всех черемис (марийиев), чувашей, удмуртов и мордвы. Но крещеные татары составляли лишь небольшой процент от татарского населения. Кроме того, многие из новообращенных татар через некоторое время вновь возвращались в свою веру и отпадали от христианства (их называли «отпавшими»).

Несмотря на все гонения и притеснения, почти в каждой из татарских деревень были мечеть и мулла. И все важнейшие события в жизни татарских крестьян - рождение, свадьбы, похороны - совершались по мусульманскому обряду.

Это название говорит само за себя. В Мокрой слободе среди свалок и болот веками жили наиболее обездоленные, униженные, пришибленные судьбой.

Первое упоминание о Мокрой слободе появляется в Писцовой книге 1646 года. Тогда Мокрая граничила на севере с острожной стеной города и расположенной по соседству Ямской слободой, а на юге - с Рогожским и Прилуцким озерами, районами болот и городских свалок.

В черту города Мокрая слобода вошла только в XIX веке. Тогда здесь были улицы Первая, Вторая, Передняя, Задняя и Поперечно-Мокрые. Ныне это район привокзальной площади, улиц Коротченко, Саид-Галеева и Сакко и Ванцетти.

В декабре 1950 года, когда страна отмечала 125-летие знаменитого восстания декабристов, улицы Октябрьская (бывшая Большая Козья) и Кизическая были переименованы в улицу Декабристов. Когда-то многие из ссыльных декабристов проходили по этому тракту мимо Кизического монастыря.

В 1975 году у въезда в Московский район было возведено здание газетно-журнального издательства (ныне "Идел-пресс"). В этом тринадцатиэтажном сооружении из стекла и бетона по проекту архитектора А.Пахомова и инженера Н.Полянского разместились десятки редакций республиканских и городских газет и журналов.

С другой стороны улицы в 1977 году построили Молодежный центр по проекту архитектора "Татгражданпроекта" М.Хайруллина, инженеров Р.Забирова и Е.Серебрякова.

Город лишился великолепного концертного зала, спортзала и плавательного бассейна. А ведь таких сооружений в городе катастрофически не хватает, да и стоит их возведение весьма недешево. Вопрос этот многократно поднимался в печати. Сейчас банк "Ак Барс" обещает вернуть часть здания с бассейном, спортзалом и зрительным залом. Ремонтные работы уже ведутся. С сентября 2001 года начнет функционировать плавательный бассейн.

Когда то здесь были мусорные свалки...

Постепенно Ямская слобода разрасталась. Помимо Московской в нее входили прилегающие улицы: Большая, Варфоломеевская, Триумфальная, Первая Мокрая, Поперечно-Владимирская и Ямская. Это нынешние улицы Кирова, Межлаука, Ямская, Чернышевского, Коротченко, Сакко и Ванцетти. В 1729 году была разрушена городская (посадская) стена, проходившая вдоль Булака по самой границе Ямской слободы. С тех пор слобода вошла в черту города.

Несколько слов об улице Триумфальная. Откуда такое пышное название в этом грязном и запушенном районе одноэтажных хибарок и трущоб? Дело в том, что в 1879 году при въезде в город - примерно там, где сейчас находятся юго-восточные ворота Центрального стадиона - были выстроены Триумфальные ворота. Их воздвигли в честь второй пехотной дивизии, квартировавшей в Казани и возвращавшейся в родной город после победы в русско-турецкой войне. Отсюда и название улицы. Когда позднее в Казани начала ходить конка, остановка по традиции тоже называлась «Триумфальной». Сейчас на этом месте Центральный стадион.

В XVIII - XIX веках Казань росла преимущественно на восток, вдоль издавна проходившей по берегу Казанки Арской дороги. Здесь селились в основном дворяне, именитые купиы, крупные чиновники и представители духовенства. Бедным и неимущим не только не позволяли строиться в Красной слободе, но и по специальному указанию городского головы переселяли отсюда на окраины. Хотя Казань не раз почти полностью выгорала от пожаров (особенно опустошительные пожары произошли в 1742 и 1757 годах), затем сильно пострадала при наступлении войск Емельяна Пугачева в 1774 году, она быстро отстраивалась и украшалась новыми оригинальными строениями.