1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 PLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_RATINGPLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_VOTE

Казань во все века была крупным торговым портом. С середины XIX века здесь действовали пристани: старая, принимавшая пассажирские и грузовые суда весной - «Бакалда», и новая, летняя - «Устье».

Выстроенная на берегу реки Казанки в Адмиралтейской слободе, Бакалдинскя пристань располагалась от города в пяти с половиной верстах. Примерно на этом месте она находилась с середины XVI века, и почти полтора столетия на ней хозяйничали монахи Зи-лантова монастыря, получившие в 1585 году право взимать с купиов, плывших по Казанке в город, пошлину за провоз груза. Так как земля, на которой построили пристань, принадлежала монастырю, торговые гости выплачивали ему еше один сбор - за возможность выгружать поклажу на берег. Дело в том, что большие суда из-за мелководья по Казанке продвинуться не могли, поэтому купиы на пристани перегружали товар на мелкие суденышки, они и доставляли его под стены крепости.

 

Со временем Казанка обмелела, и пристань могла действовать с полной нагрузкой только во время весеннего разлива Волги. В XIX веке значительно выросли грузовые и пассажирские перевозки, но на Бакалде из-за недостатка земли не хватало складов; крутой берег нависал над водой, что затрудняло выгрузку товаров. Под угрозой оказались прибыли купцов.

Грузы от пристани в Бакалде приходилось возить подводами по грунтовой дороге.

Вот что писал об этой дороге казанский виноторговеи Кокорев в 1858 году: "Бывало, если приедешь в Казань ночью, со стороны Нижнего... то и сиди тут до утра... Между городом и слободою (имеется в виду Адмиралтейская слобода. - Примечание авторов) пять верст, но это пространство и не думай переехать ночью: ямы, овраги с водой, грязь невылазная..."

О необходимости устройства дамбы и шоссейной дороги от города до пристани речь велась давно. Но вплотную за это взялся только губернатор Сергей Шипов (1789 - 1876). По его проекту в 1842 году началось строительство новой пристани в устье Казанки и насыпной дамбы до города протяженностью в семь верст. По тем временам это было грандиозное гидротехническое сооружение, строительство которого затянулось на семь лет.

Все работы велись вручную грабарями (землекопами) с помо-шью кирки и лопаты. Как писали местные газеты, за эти годы было выкопано, перевезено и уложено 24 тысячи кубических сажен земли, на что потребовалось 83 тысячи дневных рабочих смен. Дамбу сдали в 1849 году. В том же году по краям дамбы высадили деревья, которые своими корнями скрепили склоны.

Сначала дамба была немощеной и не очень высокой. Ее заливало во время весеннего половодья. Но земство (дамбу передали в ее ведомство) позаботилось о ее благоустройстве. По ночам дамба освещалась керосиновыми фонарями, а посередине была устроена полицейская караулка.

С тех пор дамба неоднократно подсыпалась, расширялась. В 1956 году в связи с Большой Волгой на месте старой намыли высокую и широкую дамбу, и она до сих пор служит горожанам под названием Кировской (так как ведет в Кировский район города).

Ренат БИКБУЛАТОВ, Рафаэль МУСТАФИН


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить