1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 PLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_RATINGPLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_VOTES

Попробуем представить себе, что мы оказались в Казани в апреле 1917 года. Наверное, обыденная жизнь шла своим чередом: рано утром люди спешили на службу, на работу, домохозяйки, сокрушаясь о ценах и нехватке продуктов, шли в лавочки и на рынки, студенты торопились в свои аудитории, а ученики — в классы. Конечно, бросились бы в глаза революционные приметы: красные флаги, лозунги, следы от сорванных с вывесок, здании, арок двуглавых орлов, но этих внешних проявлений перемен было не так много, как нам сейчас кажется. Скорее, больше поразили бы приметы незнакомого, давно забытого быта, обилие гужевого транспорта, двухосные трамваи с водительскими местами на двух концах вагона, отсутствие асфальта, да мало ли еще что. Например, то, что старый, заметно обветшавший центр города выглядел молодо и добротно. Так мы порой забываем, что наши старенькие дедушки и бабушки были тоже молоды, полны сил и смелых планов.


Чем они жили тогда? За что боролись? Что отвергали?

В толпе перед газетой казанских большевиков «Рабочий» много людей в серых шинелях — идет война, в городе тысячи солдат Запасной армии. Номер газеты от 7 апреля: «После долгого и вынужденного пребывания за границей товарищ Ленин возвратился в Россию. Мы горячо приветствуем нашего идейного вождя...»

Сообщение о солдатском митинге в Адмиралтейской слободе: «Говорили почти только солдаты, говорили о 8-часовом рабочем дне, о конфискации земель в пользу трудового люда; говорили о потугах буржуазии разъединить и натравить солдат на рабочих и что это ей не удастся...»

«Недавно в Казани образовался Мусульманский социалистический комитет, около которого, ради экономии социалистических сил, объединились все существующие различные социалистические группы. Комитет ставит себе задачи: организацию трудящихся масс, распространение среди татарского пролетариата и трудового крестьянства идей социализма...»

За скупыми строчками пожелтевших газет и документов - мы чувствуем — бурление жизни. Но как трудно ее себе представить. В апреле семнадцатого года прошло общегородское собрание большевиков, на котором был принят устав Казанской организации РСДРП(б). На нем выступил уполномоченный ЦК партии В. Тихомирнов, с жаром говорил большевистский оратор А. Комлев. Теперь их именами названы улицы.


Прошли первые дни радости после свержения царизма. И рабочие ждали настоящих перемен, требовали их и добивались. Так, на Алафузовских фабриках и заводах явочным порядком был введен восьмичасовой рабочий день. И Совету рабочих и солдатских депутатов, в котором тогда заправляли меньшевики и эсеры, ничего не оставалось, как закрепить этот успех алафузовцев, рабочих других предприятий Казани.

Даже официанты, повара и швейцары собрались на свое собрание в цирке Никитина. Представьте себе - старый казанский цирк у сада «Черное озеро», вокруг арены расселись люди, которые привыкли только подчиняться, быть услужливыми и расторопными. А перед ними с арены выступает большевик и призывает их бороться за свои права и человеческое достоинство, организоваться и требовать восьмичасовой рабочий день и вместе со всеми тружениками Казани выйти 18 апреля на праздник 1 Мая, чтобы он состоялся в один день во всем мире по западноевропейскому календарю. Аплодисменты, бурные дебаты, и вот уже все голосуют за резолюцию: требования к хозяевам о восьмичасовом рабочем дне, о прибавке; жалованья. Волнующих тем много: замена фраков и воротничков простой тужуркой, бесплатный обед из двух блюд и ужин из одного, отдельные сухие помещения вместо сырых и темных конур. Собрание единогласно высказалось за отказ от чаевых подачек!

А в это время студенты-юристы университета выступили за автономию университета, за самоуправление, за представительство студентов во всех органах университетской жизни наравне с профессорами и преподавателями. Их поддержали студенты всех курсов математического историко-филологического факультетов.

«Мира, хлеба, свободы!».

— с этим лозунгом выступили в апреле большевики, призывая своих сторонников принять участие в первом свободном Первомае «Центральный пункт сбора — бульвар у крепости» нынешняя площадь 1 Мая перед Спасской башней кремля.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить