1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 PLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_RATINGPLG_CONTENT_EXTRAVOTE_LABEL_VOTE

В центре Казани, у подножия Спасской башни стоит памятник сильному и гордому человеку. Ноги его опутаны колючей проволокой, а взгляд устремлен в будущее. Это памятник татарскому поэту Герою Советского Союза, лауреату Ленинской премии Мусе Джалилю.

Памятник установлен в 1966 году, когда казанцы отмечали 60 лет со дня рождения поэта (скульптор В. Е. Цигаль). На сером камне высечены строки:

Жизнь моя песней звенела в народе.

Смерть моя песней борьбы прозвучит!

Татарского поэта знают во всем мире, прежде всего как автора «Моабитских тетрадей» — стихов, написанных в камерах берлинских тюрем. К этим стихам поэта привел более чем двадцатилетний путь борьбы и творчества. Муса Джалиль пришел в советскую литературу на заре ее становления.

 В Казань Джалиль приехал в 1922 году 16-летним юношей, имевшим за плечами опыт борьбы с кулацким восстанием в Оренбурге, опыт работы секретарем волостного комитета комсомола, первые пробы пера в газете «Кзыл йолдыз» («Красная звезда»). В 1923—1925 гг. Джалиль учится на рабфаке. Татарский рафбак в те годы находился в здании, в котором в советское время располагались институты АН СССР (ул. Лобачевского, 2/31). Впоследствии Джалиль говорил, что «рабфак породил поворот» в его творчестве. В год окончания рабфака вышел первый сборник его стихов «Мы идем».

В последующие годы Джалиль сочетает литературное творчество с напряженной комсомольской работой в Орске, Оренбурге, Москве. В эти же годы он учится на литературном факультете Московского университета, который заканчивает в 1931 году. В начале 30-х годов Джалиль возглавляет литературную часть татарской оперной студии при Московской консерватории.

В содружестве с композитором Н. Жигановым он работает над либретто оперы «Алтынчеч». Литературное творчество Джалиля этих лет было ознаменовано выходом стихов и поэмы «Орденоносные миллионы»,

После 14-летнего перерыва, в 1938 году Джалиль вновь приезжает в Казань и поселяется с семьей на улице Николая Ершова в доме № 2.

Готовилось открытие Татарского оперного театра, год был напряженным. В этой квартире происходили встречи, дружеские дискуссии с будущими артистами оперного театра, с композиторами, писателями. Здесь же была написана поэма «Письмоносец», ставшая этапным явлением не только для самого поэта, но и для всей татарской поэзии.

Лирика и лучшие поэмы 30-х годов выдвинули Джалиля в число признанных мастеров татарской литературы. С 1939 года он — председатель Союза советских писателей Татарии. В этом же году Джалиль с семьей переезжает в дом № 17 по улице Горького. Более двух лет прожил здесь Джалиль, это были годы зрелого литературного творчества и большой общественной работы.

Продолжалась многолетняя работа над либретто «Алтынчеч», которая была завершена в 1941 году. Эта поэма — о борьбе трудового татарского народа против завоевателей и угнетения в далеком прошлом. Здесь же он завершает работу над либретто оперы «Ильдар» (1940г.).

В июле 1941 года Джалиль становится солдатом. Бои, бессонные ночи над гранками фронтовой газеты, ранение, плен. Концлагерь. За участие в подпольной организации в августе 1944 года М. Джалиль приговорен к смертной казни.

Осужденный на смерть, брошенный в каменный мешок одиночки, поэт не сдался, не умолк. Его песни, как птицы, донесли вести о верности Родине, о том, что он прошел через сорок смертей и не покорился.

За цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» М. Джалиль посмертно удостоен Ленинской премии.

Имя Мусы Джалиля носит Татарский государственный театр оперы и балета, литературную студию которого он возглавлял, и одна из центральных улиц города.

Казань. Путеводитель. Татарское книжное издательство, 1970 г.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить